Дорожки из бетона на своем участке

Дорожки и мощение
Дорожки из бетона – надежное и доступное покрытие. Важный элемент ландшафтного дизайна. В зависимости от способа заливки дорожки разделяются на сплошные и раздельные.

Дорожки – важный элемент ландшафтного дизайна, выполняющий одновременно декоративные, соединительные и разделительные функции. При выборе материала для их строительства учитывается множество факторов: интенсивность использования и будущая нагрузка, целевое назначение, окружающая обстановка, рельеф поверхности, вкусы и финансовые возможности владельца. Отличное решение – дорожки из бетона, надежное, красивое и доступное покрытие. Использование бетонирования позволяет быстро получить твердую поверхность с долгим сроком службы при относительно малых вложениях сил и средств. Абсолютно все этапы работ можно выполнить самостоятельно, но при соблюдении определенных нюансов.

Виды бетонных дорожек

При всем многообразии дорожки из бетона разделаются на две основные группы: из отдельных элементов или сплошные. В первой группе элементы могут плотно прилегать друг к другу или находится на некотором расстоянии. Для этого варианта нужны специальные формы для заливки жидкого раствора. Преимущество в простоте, многообразии заготовок и возможности быстро заменить поврежденные элементы. Но по таким дорожкам опасно быстро бегать детям, а между щелями может вылезать трава. Это не страшно, если такова задумка, ведь размещенные в траве через 5 см отдельные фигурные элементы выглядят очень оригинально. Некоторые специально сеют семена травы в щелях даже в случае плотного размещения. Но для безопасного перемещения лучше отслеживать густоту и высоту травы между частями дорожки.

Дорожки, подверженные большим нагрузкам в будущем (например, проезду транспорта) лучше сразу делать сплошными. Сплошное исполнение гармонично смотрится в случае примыкания к уже замощенной зоне. Строительство такого покрытия подразумевает установку серьезной опалубки и даже армирование. Плюсы: быстрая заливка и большая выдержка покрытия. Не все любят такое исполнение, многим сплошная заливка напоминает «взлетную полосу». Если нет серьезной необходимости (как в случае подъездной дорожки), то лучше сплошную дорожку из бетона разделить тонкими линиями на секции. Такое покрытие будет иметь оригинальный вид (имитация отдельных плиток) и меньше растрескивается при сезонных воздействиях. Поверхность не обязательно ровная, можно создать рельефный рисунок с помощью современных пластиковых форм.

Планирование и разбивка дорожек, подготовка основания

На подготовительном этапе проходит разбитие участка на зоны и проектирование будущей дорожной сети. Правильно расположенная дорожка обычно замкнута или не обрывается посреди сада, в идеале она соединяет дом и другие постройки, но не пересекает центральный участок перед зданием. Огромное значение имеет вид с отдельных участков дороги, особенно на больших площадях, важно, чтобы самые красивые участки были открыты и наглядны. Для обозначения контура при разметке достаточно обычной веревки и колышков. Если выбрана сложная или извилистая форма, то следует использовать ограничители более плотно, особенно для сплошной заливки. Для классической разбивки характерны прямые углы и ровные параллельные линии.

Очень ответственный этап – работа над основанием. Необходимо вынуть часть грунта на глубину не менее 15 см (5 см на песчаную основу, 10 см – на щебень мелких фракций). Края можно выложить из уже готовых заготовок или просто оградить деревянной съемной опалубкой. Песок и щебень обязательно поливают перед заливкой, иначе они будут вытягивать воду из бетонного раствора. Хорошее основание для дорожки из мелких элементов расположенных рядом друг с другом – геотекстиль, это пластиковое покрытие сохраняет ее от расползания и не пропускает траву.

Подготовка раствора и бетонирование

От марки цемента и правильной подготовки смеси зависит качество будущей дорожки. Наличие бетономешалки или миксера обязательно, при ручном замесе трудно добиться нужной однородности и пластичности. Рекомендуемые компоненты и пропорции раствора:

  • 1 часть цемента марки не ниже М400, а лучше М500;
  • 1 (2) часть песка;
  • 2 (1) части щебня мелкой фракции (для повышения прочности);
  • Вода до получения густого и пластичного состояния (избыток воды вреден и снижает марку бетона, но слишком густой раствор оставит пустоты при заливке в форму или опалубку);
  • Фиброволокно и пластифицирующие добавки в незначительном количестве.

Для равномерного распределения в идеале нужен вибратор, но можно обойтись просто шпателем. При малой толщине бетонного слоя требуется армирующая сетка, без нее можно обойтись, только если толщина заливки не менее 15 см (что нецелесообразно из-за большого расхода раствора). Бетонирование проводится поэтапно, расстояние между компенсационными зазорами (разделителями) не должно превышать 3 м. По окончании заливки дорожку накрывают пленкой для защиты от осадков и быстрого высыхания. Нанесение узоров (рельефы или имитация природного камня) выполняется через день, пока бетон еще не застыл. На всех этапах необходимо дополнительное увлажнение, лучше всего равномерно опрыскивать поверхность пульверизатором. Заливка бетонного раствора в фигурные формы-трафареты ничем не отличается от сплошного бетонирования, но для ускорения процесса лучше приготовить сразу несколько шаблонов. Чтобы элементы опалубки или трафареты легко вынимались после высыхания, следует их покрыть любой смазкой.

Важно: готовая дорожка должна располагаться выше уровня земли и иметь уклон от центра не менее 1 мм на 1 погонный метр для стекания воды.

Цвет дорожек из бетона – отдельная тема. Времена скучной серой массы давно прошли, современные красящие пигменты позволяют выполнить самое смелое цветовое решение. Но не стоит забывать о гармонии, все-таки лучше всего среди зеленой травы смотрятся натуральные оттенки, например, терракотовые или песчаные. Дополнительный декор: яркие камушки, ракушечник, осколки плитки. Они просто вдавливаются в сырой бетон и накрепко остаются после его высыхания. Очень просто создается глянцевый эффект – в еще влажную поверхность втирают просеянный цемент или специальные пропитки. К тому же такая затирка значительно увеличивает прочность покрытия.

Ввод в эксплуатацию и уход

Минимальное время высыхания 3-5 дней (зависит от погодных условий). Полностью снимать опалубку можно на 5 день, не раньше. В случае заливки отдельных островков ходить по дорожке можно не ранее, чем через неделю, иначе они съедут с основания. Для дополнительной защиты от осадков готовую поверхность можно пропитать жидким стеклом, раствором синтетической золы или воском (предварительно изучив состав, это важно). Бетонные дорожки неприхотливы и не требуют специального ухода. Но после нескольких лет эксплуатации потребуется реставрация: замена отдельных элементов или замазка трещин на участках.

Оцените статью
LandscapePortal